«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 76% |
За эту помощь советское правительство обязывалось предпринять конкретные шаги по проведению реформ, включая приватизацию, постепенную ликвидацию контроля над ценами со стороны правительства, сокращение субсидирования промышленности и рывок к полной конвертируемости рубля.
От Советского Союза главным автором "Согласия на шанс" выступал Григорий Явлинский, бывший заместитель премьер-министра РСФСР и соавтор - вместе с Шаталиным - программы "500 дней". С осени 1990 года Явлинский поддерживал тесный контакт с гарвардским политологом Грэмом Эллисоном. Через Роберта Блэкуилла, ставшего лектором в Гарварде, Эллисон пытался заинтересовать администрацию Буша своими идеями о том, по каким каналам Запад должен направлять помощь Советскому Союзу.
Эллисон и Блэкуилл сосредоточили свои усилия на том, чтобы заинтересовать "Согласием на шанс" бывшего коллегу Блэкуилла - Роберта Зёллика, который в начале 1991 года был назначен заместителем госсекретаря по экономическим вопросам.
У Зёллика возникли серьезные сомнения. Ему трудно было представить, что советское правительство, особенно находящееся в руках такого человека, как Павлов, захочет стремительно принимать требуемые меры по расчистке старого. А кроме того, он считал нереальным, чтобы высокоразвитые промышленные демократии были в состоянии выделять для этих целей до 20 миллиардов долларов в год.
Тем не менее он выслушал сторонников "Согласия на шанс". Эллисон и Блэкуилл представляли ту категорию избирателей - академическую элиту, занимающуюся внешней политикой,- которую Зёллик хотел сохранить на стороне администрации, а кроме того, его интересовал яркий молодой реформатор Явлинский и то, какую роль он может играть в будущем Советского Союза.
Эллисон и Блэкуилл предлагали "большой семерке" пригласить Горбачева в июле в Лондон на свою очередную встречу. Это продемонстрировало бы всему миру, что Запад признает свой вклад в успех перестройки.
Идея посадить Горбачева за стол "большой семерки" не встретила поддержки в Вашингтоне. Зёллик опасался, что присутствие Горбачева отвлечет внимание от других неотложных дел, как например, координация торговли и денежной политики внутри "большой семерки" для преодоления спада в экономике на Западе. А кроме того, это породит нереальные надежды на то, в какой мере внешний мир сможет помочь Советам выйти из экономического кризиса.
В апреле Явлинский получил приглашение на двухдневную конференцию экономистов, которая должна была состояться в Вашингтоне в конце месяца. Прежде чем принять приглашение, он переговорил с Примаковым - среди многочисленных обязанностей последнего была теперь внешняя экономическая политика, за которую он отвечал в новом Совете безопасности Горбачева.
В частных разговорах Явлинский называл Примакова "змеей", но он знал, что это был один из самых доверенных советников Горбачева. Примаков, в свою очередь, считал Явлинского человеком ярким, но зарвавшимся и наивным торговцем панацеями от всех бед. Однако он знал, что к Явлинскому хорошо относятся в кругу Ельцина и многие западные экономисты. И он вычислил, что участие Явлинского в вашингтонской конференции может способствовать последним усилиям Кремля удовлетворить требования о проведении экономических реформ, с которыми выступают как в стране, так и за границей.
В том же месяце Павлов обнародовал так называемый "Антикризисный план" - программу, удовлетворявшую как советских радикалов-реформаторов, так и западные правительства: сбалансированный бюджет, ускоренная приватизация, конвертируемость рубля и создание федеральной банковской системы. Однако в этой программе не было подробных разработок, и она привела лишь к укреплению власти центрального правительства по части запрещения забастовок и "стабилизации" цен с целью избежать гиперинфляции. Лишь позднее - и то постепенно - центральные власти отпустят цены и разрешат широкую приватизацию собственности.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||