«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 95% |
Недолго, наверное, думал Ферапонт, где срубить келью, при виде лесистых весёлых холмов и двух светлых плёсов озёр, расположенных одно выше другого, соединённых шумящей рекой.
Под стать этим местам был выстроен белокаменный монастырь - не громоздкий, словно игрушечный, с двумя весёлыми башнями над вратами, с низкой уютной оградой. Невысокий собор с закомарами и стройный кирпичный шатёр колокольни привлёк Дионисия, может быть, как раз уютом, небольшими размерами, и здесь великий русский художник велел своим сыновьям снимать с плеч котомки...
Дионисий свершил свой подвиг за одно лето, расписав собор с помощью сыновей {Вологодский реставратор и искусствовед Н.И. Федышин научно доказал, что собор был расписан не в два лета, как считалось, а в одно.}. Где была в это время мать его сыновей? Неизвестно. Скорее всего, её уже не было в живых... В образ Богоматери художники вложили столько своей грустной любви, столько сыновней и супружеской нежности, верности и почтительности, что фреска, несмотря на значительные повреждения, и сейчас потрясает, если душа человека разбужена и совесть его жаждет прекрасного.
По расположению и размещению фресок под сводами, на стенах, на сферических и выгнутых поверхностях можно учиться у Дионисия композиционному мастерству. Учиться всем, кто связан с искусством: архитектору и прозаику, музыканту и скульптору, драматургу и искусствоведу. Графическая и цветовая ритмичность росписей также безукоризненна: она опять заставляет припомнить такие слова и понятия, как лад, соразмерность, гармония. Но ведь ко всему этому надо добавить ещё и настроение, тональность, особое звучание красок и линий.
Образ Николы, написанный в полусфере правого нефа, был для Дионисия, видимо, подлинным взлётом, вдохновенным порывом, полным исчезновением и растворением своего "я" в искусстве...
Как и все великие художественные произведения, Никола Дионисия воспринимается в разное время по-разному даже одним человеком. Как и у всех других шедевров искусства, у этой фрески есть ничему не подвластная сила, благотворная и периодически необходимая каждому человеку. Всё здесь есть, в этом образе. И величайшая мудрость, и могучий необоримый дух, и земная человеческая красота, обобщённая в облике северянина-мужика, новгородца и пинежца, воина и кормильца...
Никола смотрит на нас глазами самого Дионисия вот уже пять веков. Смотрит, то взывая к совести, со скорбным укором, то с воодушевляющим одобрением, проникая своим взглядом в самую глубину нашей души и вселяя в неё мужество.
И память о гениальном изуграфе Дионисии живёт не в одних наших сердцах. Она живёт и в красках лесов, полей, вод, камней и небес нашего родимого Севера.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»