«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 92%


         В Тарногском, Кич-Городецком, Никольском районах Вологодской области до сих пор можно увидеть этих великолепных коней. Некоторые из них имеют две конских головы на одном корне. Вырубленные изящно и с достаточной мерой условности, все они разные, что зависит от вкуса строителя и особенностей древесного корня. Посуда, выделанная из берёзовых капов в образе птиц, также имеет скульптурные художественные элементы, заметные даже под неопытным взглядом.
         Плоскостная резьба по дереву и по кости в хороших руках переходила в пространственную, объёмную, что очень заметно на примере многочисленных резных царских врат, окладов, так называемых "тощих свечей" и т. д.
         Однако мастера резьбы почему-то не спешили становиться скульпторами, царские врата с объёмными фигурами встречаются значительно реже. В необъятном мире детской игрушки скульптурный образ вполне достойно соперничал с красочным. Эти неразлучные друзья-соперники не могли обойтись друг без друга, особенно в глиняной игрушке. Вылепленный и обожжённый Полкан ещё не Полкан, Полканом он становится лишь в раскрашенном виде. Условность, обобщённость и лаконизм в народной глиняной игрушке одинаково свойственны и скульптурной и живописной стороне художественного образа. Живопись и скульптура сплавлены здесь воедино и немыслимы по отдельности. Это присуще всей русской глиняной игрушке. Стилевые же художественные особенности складывались в разных местах по-разному. Было бы ошибочно думать, что, кроме вятской Дымковской слободы (которая нынче, кстати, вполне заслуженно стала всемирно известной), глиняные игрушки нигде не производились. Их делали всюду, где имелось горшечное гончарное дело.
         Деревянная игрушка была традиционным элементом народного быта. Попутно с посудным, лубочным, ложечным и веретённым производством мастера по дереву развивали игрушечное. Помимо этого, в каждом доме, где имелся хотя бы один ребёнок, обязательно заводились то деревянный конь с кудельным хвостом, то упряжка. Игрушечные сани на колёсах, изображённые на картинах Ефима Честнякова, не фантазия художника. Любили вырубать (вырезать) птиц и медведей, причём медведи очень часто участвовали в комбинированной игрушке. Медведь-пильщик, медведь-кузнец и теперь не редкость в сувенирных отделах универмагов.
         Скульптурные изображения, не связанные с религиозной либо игрушечной тематикой, очень редки, но иногда какой-нибудь озорной плотник вырезал деревянного болвана и давал ему имя. Иной пчеловод устраивал дупли в образе старичка и старухи. Когда изо рта мужичка или из уха выразительной деревянной тётки вылетали пчёлы - это было довольно забавным.
         Любимыми образами скульпторов религиозной тематики, помимо Христа, были Параскева-Пятница, Никола и, конечно, святой Георгий, поражающий змия. Христос чаще изображался не на кресте, а в темнице.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100