«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 89%


         Хотелось мне о многом спросить отца Рафаила, но времени оставалось совсем немного. Он дал мне всё же несколько духовных советов, высказал несколько пожеланий. Кротко и ненавязчиво. Он осторожно развеял мои горькие раздумья по поводу греховности литературных трудов. На пользу ли такие труды? Церковь не очень-то жалует, например, театральную, лицедейскую деятельность. Может, та же участь постигнет и нашу литературу? Вспомним на миг пословицу "Глупый погрешает один, умный соблазняет многих". Быть может, и мне на закате жизни станет стыдно за свои писания, кто знает...
         Поговорили мы с отцом Рафаилом и об экуменической ереси, так сильно и так незаметно проникшей в современное Православие. Старец назвал эту ересь главной бедой России...
         Но вот настоятель приехал в скит на "уазике". Далее мы должны были ехать на лодке. Отец Панкратий не благословил отца Рафаила ехать с нами в лодке на Предтеченский скит. Это было опасно. И я, может быть, навсегда расстался со схимником.
         "Какой я старец, я просто старый", - шутливо говаривал отец Рафаил. Отец Панкратий также не лишён юмора, хотя строг по отношению к себе и к братии.
         Прекрасную монастырскую ферму, построенную более ста лет назад, я не успел разглядеть, как следовало бы это сделать. Мы спешили в Предтеченский скит. По-моему, таких ферм нет и в самых лучших хозяйствах. Она построена из красного кирпича при игумене Ионафане и напоминает скорее дворец или жилой дом, чем скотный двор. "Труд инока, кажущийся непосильным светскому человеку, радостен и лёгок, как бремя Христово, поскольку совершается с молитвой во славу Божию", - пишет Ал. Берташев.
         Что бы мы ни говорили, о чем бы ни спорили, в конечном итоге всё сводится к одному: к вере или безверию. Для меня в этом нет никакого сомнения. Русские люди явно делятся на активно верующих и активно неверующих. Вторых в России покамест несравненно больше... Но самые многочисленные - это, как говорится, ни то ни сё, ни рыба, ни мясо. Или: "Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга". Как раз на три таких группы и разделился в XX веке весь русский народ.
         Быть может, я говорю банальности, которые необходимо знать каждому мало-мальски просвещённому или даже просто грамотному. Тогда почему же большинство людей не знает простых этих истин? Ведь большинство как раз достаточно грамотно. Есть, конечно, и просвещённые, но просвещённые, увы, не светом Христовым. Слово "просвещение" давно утратило свой первоначальный, гоголевский смысл. Безбожная интеллигенция много сил положила, чтобы лишить это слово первоначального смысла!
         Градация между истинным просвещением и просвещением в нынешнем понимании так многообразна, так многочисленна, что мне её лучше не трогать. Просвещённое общество, во-первых, поставило в один ряд с православной, истинной восточной верой буддийскую, магометанскую и иудейскую. Словно это нечто равносильное в истине. И непонятно для него, отчего православные патриархи критикуют Папу Римского. Для большинства обывателей (вплоть до имеющих институтские дипломы депутатов) что православная вера, что католическая или иудейская и мусульманская. Никакой, мол, разницы. Во-вторых, не ведают депутаты и просвещённые разницы между католиками и отколовшимися от католиков протестантами. Поэтому и непонятна для них кровавая борьба, например, в Ольстере.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100