«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 86%


         ...Ветер был очень свежий, быстро неслись под небом белые облака отдельными группами, как стада птиц, совершающих своё переселение осенью и весною. Величественна буря на открытом озере; и у его берегов она имеет свою краску. Там свирепые волны - в вечном споре с ветрами гневаются, грозно беседуют между собою, а здесь оне - в ярости на землю, с замыслом дерзновенным. "Смотрите, как лезет волна на берег", - говорил сопровождавший меня Коневский старец. Точно, волна "лезет" на берег. Это прямое выражение действия. И лезет она с упорством не только на берег отлогий - на огромную скалу гранитную, стоящую отвесно над бездною, от начала времён мира смотрящую спокойно на свирепые бури, как на детские игры. На сажень, на две сажени подымается волна по скале и в изнеможении падает к ея подножию в мелких брызгах, как разбитый хрусталь; потом снова начинает свою упорную, постоянно безуспешную попытку".
         Неискушённый читатель ни за что не догадается, что описание бури принадлежит св. Игнатию. Знал ли и сам Белинский, кому из его современников принадлежали эти строки? Если великий критик и читал их, то, наверное, постарался не заметить, отбросить прочь. А ведь они и по духу, и по языку, и по самой обязанности родственны Пушкину, Тютчеву, Гоголю. И всей русской литературе. А разве сама-то литература не родственна и по языку, и по духу творениям таких людей, как святитель Игнатий? Не один ли народ породил всех этих писателей? Но никто не задумывается над таким интересным фактом. Вот и я зарисовку о буре прочитал всего лишь год назад и не знал, что писал её православный святитель. Как не знал и того, что на Валаам приезжали не одни цари и наследники.
         Назовите профессора Литературного института, который рассказал бы в своей лекции, как приезжал на Валаам французский писатель Александр Дюма. И знают, да не расскажут. Неведомо студентам и до сих пор, что бывали в монастыре такие великие люди, как Менделеев, Тютчев, Чайковский, художник Фёдор Васильев. А зачем приезжали сюда Миклухо-Маклай, философ Соловьёв? Художники Куинджи, Шишкин, Коровин? Видать, было зачем...
         Но вот украинский юноша, учащийся в ленинградской семинарии, по имени Виктор, показал мне далёкую точку:
         - Смотрите, это колокольня Преображенского собора.
         Валаам тихо, медленно, однако же неотвратимо приближался ко мне.

* * *


         Не мешает вспомнить, в каком состоянии духа, вернее, в каком душевном состоянии был я перед этой поездкой. Впрочем, говорить о духовном состоянии, поскольку это высшее человеческое состояние, имеют право одни подвижники. Даже многие верующие живут всего лишь душевной жизнью, а подавляющее большинство - вообще одной чувственной либо даже животной. Последние знают лишь сон, еду и похоть. Ну, может, ещё физкультуру, телевизор и шаманские ритмы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100