«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 25% |
"Внемли себе, чтобы знать тебе здравие и болезнь души", - говорит православный святитель и продолжает: "Праздной и беспечной душе свойствен этот недуг - в бодрственном состоянии тела видеть сны".
Увы, не внемлем. Совесть и на Западе, и у нас молчит, души беспечны, они витают во сне. Чтобы не пробуждаться, людям хочется быть обманутыми. Одна шутливая строчка А. С. Пушкина говорит об этом просто и ясно:
"Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад".
Поэт шутит. Конечно, это шутка, поскольку никогда и ни в чем он не хотел обманываться и быть обманутым. Иначе спокойно бы выбросил гнусный анонимный листок и сделал бы вид, что всё ерунда и не стоит внимания. Но душа Пушкина никогда не была беспечна...
И, размышляя о совести европейских народов, равнодушно, а то и с ехидством взирающих на российские беды, я снова вспоминаю слова святителя: "...перестань со тщанием наблюдать порок в другом, не давай занятия помыслам испытывать чужие немощи, но себе внемли, то есть обрати душевное око на собственное исследование себя самого".
Быть может, это высказывание обращено только к отдельной личности и слова о внутреннем внимании неприменимы к народам и государствам? Но разве неправда, что жажда общественного самообмана свойственна не одним нам, что она характерна для любого общества? Это она, жажда самообмана, родила и вынянчила диктатуру вселенской лжи. Но то, что ложь всемирна и что у целых государств и народов совесть в дремотном состоянии, никак не оправдывает мою личную ложь, не облегчает моей души, моей собственной совести. Такие слова как совесть и ложь не употребляют во множественном числе. Они, эти понятия, не имеют ни степеней, ни градаций. Вселенская ложь и ложь персональная - не одно ли и то же? (Ведь соль одинаково солона, что в многопудовом куле, что в крохотной отдельной щепотке.) Совесть {Слово образовано по тому же способу, что и "со-гласие", "со-труд-ник", "со-глядатайство", "со-размерность" и т. д. Какая весть, чья весть подразумевается, догадаться не столь трудно. - Примеч. авт.} у человека либо есть, либо её нет, либо она спит, либо она разбужена. Но, разбуженная, она требует от меня немедленных и вполне определённых действий, действовать же в этом дьявольском мире бывает страшновато. Либо вообще лень. И вот я снова возвращаю себя в прежнее, дохристианское, состояние, я самоуспокаиваюсь, самоусыпляю свою совесть, иными словами, совершаю самообман.
Восторженные любители домашних животных (тоже своеобразное проявление неоязычества) знают, что делает блудливая кошка, пытаясь на виду у всех стянуть лакомство. Она тянет лапку, закрывая глаза. Ей кажется, что если не видит она, то и никто не видит. Она занимается самообманом. Точь-в-точь так же и я закрываю своё духовное око, прощая себе дурной поступок. В этом случае я обманываю себя сам. И оттого ещё тщательнее гляжу на других, сваливая свою же вину на них, оправдывая своё поведение внешними обстоятельствами.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»