«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 32% |
Эти духи являются шаману-мужчине в виде ребенка - двухлетней девочки. То есть, заключает исследовательница, у якутов, гольдов и даже у индийских шактистов дух-помощник всегда противоположного пола, чем сам шаман.
Лев Яковлевич Штернберг приводит в пример еще и алтайских шаманов. Там каждый шаман имеет небесную жену, с которой сожительствует и которая неизменно является ему во время камлания, она же является его главным духом-покровителем. Все шаманы описывают ее одинаково - как маленькую девочку-черта. А вот внешность этой девочки описывали по-разному: с семью косами и тремя глазами, с черной кожей и семью грудями, а кто-то говорил и про белую девицу со светлыми волосами... Являлась же небесная жена будущему шаману обычно во время болезни, предшествующей призванию.
Нечто подобное можно найти в шаманских верованиях многих народов - и юкагиров, и чукчей, и коряков.
У юкагиров, например, шаман имел даже не одну, а несколько возлюбленных из мира духов. А еще в древности шаман держал при себе невинных девушек в качестве приманки для духов мужского пола.
У чукчей шаман имел самую обыкновенную земную жену. Но в качестве дополнения - волшебную жену-духа из рода Келе. Обе жены жили в общем пологе, вся разница между ними была в том, что от жены из рода Келе только "лицо в пологе или в стенке, тела же нигде нет", то есть она обладала особой телесностью, а по внешности же была настоящая чукчанка. Когда шаман оставался с ней наедине, "у них было такое веселье, такой смех, такая возня, звон браслетов, гром ожерелий".
Кроме нормальных шаманов и нормальных духов у чукчей, как сообщает Штернберг, существовали так называемые превращенные шаманы и духи-гомосексуалисты. Такие превращенные шаманы перенимали одежду другого пола, все занятия, привычки и даже произношение и нередко вступали в формальный брак с лицом своего же пола.
Духом-супругом такого шамана выступал дух того же пола, что и превращенный шаман. Дух считался настоящим главой семьи и передавал свои распоряжения человеческому супругу, а тот обязан был под страхом немедленной кары беспрекословно их исполнять.
Гомосексуализм духов-покровителей у чукчей и коряков Л. Я. Штернберг объяснял тем, что гомосексуальные связи у этих народов явление совершенно обыденное, а следовательно, среди духов, так же как и среди людей, должны встречаться гомосексуалисты.
"Но замечательно, - говорит Штернберг, - что превращенные шаманы сами отнюдь не гомосексуалисты, и хотя они часто вступают в "человеческий" брак с лицами своего пола, но делают это не по своей воле, а по приказу духа".
Перемена пола известна была также у коряков и камчадалов и особенно распространена у эскимосов.
Таким образом, мы видим, что сопротивление воле духов, отказ стать шаманом, так же как и отказ исполнять супружеские обязанности, нередко приводили к смерти избранного.
Интересна помеченная Штернбергом подробность, касающаяся самого процесса избрания.
Оказывается, дух-покровитель шамана заблаговременно принимает меры, чтобы заставить себя полюбить. По рассказам шаманов, задолго до первого открытия они испытывают нечто подобное тому, что испытывает женщина, завороженная любовным напитком: состояние тоски, которое часто приводит к смерти. Интересно также, что от аями шаман может прижить детей, но не всегда.
Все перечисленные здесь примеры поразительно совпадают с представлениями о демонических любовниках "цивилизованных" народов. Так, например, по южнославянским поверьям, девушки, полюбившиеся змею, без всякой видимой причины сидят, не работают и плачут, сторонятся людей, становятся молчаливыми, хмурыми, бледными, чахнут и умирают. То же самое относится и к русским поверьям об огненном змее, который, по словам присказки, нагоняет "тоску-кручину на красну девицу", иссушает ее своей любовью. Возлюбленные змея часто кончают жизнь самоубийством либо сходят с ума.
Те же черты мы находим в западноевропейских преданиях об инкубах и суккубах, в мифах Китая, Японии и других стран.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||