«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 26%


         Чтобы отвадить феерического гостя, родня и соседи совершали разные магические действия: втыкали у дверей рябиновые ветки (на ягодах рябины будто бы есть крестики, отпугивающие нечистую силу), прибивали хомут и подкову, чертили углем кресты... В старинной книге "Абевега русских суеверий", изданной в 1786 году, ее автор М. Д. Чулков писал, что в верованиях XVIII века огненные змеи - это "дьяволы, которые летают и искушают женщин". Считается, что это существо куда древнее и сложнее, чем, скажем, образ того же черта...
         Народная мифология - это, по сути, свидетельства очевидцев, которые сталкивались с необъяснимыми вещами и по-своему интерпретировали происходящее. Однако отмахиваться, отрицать какие-то события, пусть и невероятные с современной точки зрения, не приходится. Мы сами сейчас сталкиваемся с явлениями еще более поразительными и загадочными, оставляющими вполне материальные, следы. И у читателя в дальнейшем будет возможность убедиться в том на фактах данного исследования.
         Не стоит говорить, что, возможно, неслучайно в сказках сплошь и рядом змеи похищают царевен и "красных девиц", что с ними сражаются добры молодцы и те же царевичи. Видимо, что-то такое было, замечалось людьми. Даже в серьезных литературных произведениях, оставшихся нам в наследие с XIV-XV веков, говорится о подобном, но не в сказочной форме, а в виде предания, исторического свидетельства. Такова, например, "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - памятник литературы Древней Руси (21).
         Повесть начинается так: "Се убо в Русийстей земли град, нарицаемый Муром. В нем же бе самодержавствуяи благоверный князь, яко поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра роду человеческому, диявол всели неприязненаго летящаго змия к жене князя того на блуд".
         Если перевести на современный язык трудночитаемую из-за древности языка историю со змеем, то получается так, что змей принимал облик мужа несчастной женщины и совершал с ней соитие. Но княгиня что-то заподозрила в этой ситуации и все рассказала законному супругу. По распоряжению Павла Феврония сумела хитростью выпытать тайну смерти змея у "неприязнивого прелестника", и тот "тайну к ней изрещи, глаголя": "Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова же меча!" Агриком на Руси звался сказочный богатырь, обладавший несметным количеством оружия, среди коего был и меч-кладенец. Поскольку князь Петр был братом Павла, а чудодейственный Агриков меч был замурован в стене Воздвиженского монастыря, то все решилось просто. Петр добыл заветный меч и подстерег змея, порубив его на куски. Но... был забрызган кровью змея и покрылся весь струпьями и язвами, от которых долго не мог излечиться.
         Повествование заканчивается сообщением, что и Петр, и Феврония после всех этих потрясений ушли в монастырь, облекшись в "монашеские ризы". "И наречен бысть блаженный князь Петр во иноческом чину Давид, преподобная же княгиня Феврония нареченна бысть во иноческом чину Ефросиния".
         Интересно, что легенда, рассказанная в повести о Петре и Февронии, имеет схожие сюжеты в западноевропейской литературе. Исследователи находят много общего в русской повести с песней о битве Зигурда со змеем Фафнаром и о союзе этого героя с вещей девой. Особенно много общего в отдельных эпизодах и сюжетной линии наблюдается в повести о Тристане и Изольде, давшей известные миру оперу и театральное действо. В более поздних записях собирателей фольклора сохранилось устное предание о Февронии, но не из Мурома, а из села Ласково Рязанской области. Исследователями высказывались предположения, что под именем Петра следует подразумевать князя Давида Юрьевича, княжившего в Муроме с 1204 по 1228 год. Однако существует и другое мнение - что прототипом Петра был муромский князь Петр, живший в начале XIV века, родоначальник бояр Овцыных и Володимеровых.
         Но я вот думаю: что делать со змеем, вернее, с упорными рассказами об этом существе? Уж очень распространенный, вполне узнаваемый образ угадывается за ним. Отчего фольклор разных стран, мифы, сказки, наконец, Библия изобилуют эпизодами с гигантскими змеями? Отчего этот странный персонаж сопровождает человечество с незапамятных времен?
         Ведь ныне многие признают, что любые мифы, предания и легенды зачастую имели вполне реальную основу, только слегка переиначенную, полузабытую в каких-то деталях...
         Не вникая глубоко в существо вопроса, я легко отыскал некоторые труды, связанные с гипотезой о возможном существовании серпентоидной цивилизации, предшествовавшей человеческой. На возможное существование цивилизации рептилий прямо указывает глава "Махабхараты" - "Сожжение змей". Там идет речь о существовании змеиной державы. Не исключено, как следует из "Махабхараты", что цивилизация змей могла летать необычными, неподвластными человеку способами. Например, когда змей Такшака, как следует из описания "Махабхараты", умертвил своим укусом царя людей Парикшита, он улетел в небо, оставив след реверсионной струи, как у реактивных самолетов:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100