«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 92%

Правда и ложь об Александре Довженко


         Довженко Александр Петрович (1894-1956) - советский кинорежиссёр и драматург, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, народный артист РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии (1941 и 1949), лауреат Ленинской премии (1959, посмертно). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи. Ставил фильмы по собственным сценариям: "Арсенал" (1929), "Земля" (1931), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939), "Битва за нашу Советскую Украину" (1943), "Мичурин" и другие. Награждён орденом Ленина.

"Если завтра война..."


         Когда в 1932 году фильм Александра Довженко "Иван" вызвал на Украине крайне негативную реакцию, и народный комиссар просвещения Украины даже обвинил кинорежиссёра в профашистских настроениях, Довженко срочно выехал из тогдашней столицы Украины Харькова в Москву в надежде попасть на приём к И. В. Сталину. Он пишет И. В. Сталину письмо, в котором просит, чтобы вождь прослушал сценарий нового фильма "Аэроград", и тот принимает его "ровно через двадцать четыре часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик" (Партия о кино. М. 1939 С.49).
         Вот как Довженко описывает этот приём: "Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко... Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссёром, а строителем. Мне показалось, что сама идея создания совершенно нового города на Дальнем Востоке, пусть даже в экранной проекции представлялась моим собеседникам весьма заманчивой... Я ушёл от товарища Сталина с просветлённой головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи" (Там же. С.50).
         И. В. Сталин выполнил своё обещание. Он лично следил за ходом съёмок этого оборонного фильма и обязал Управление воздушными силами оказывать режиссёру всяческое содействие. Вождю понравилась эта кинолента, в которой был ряд романтических образов - партизан Глушак и его сын-лётчик, корейские крестьяне и юноша-чукча - которым противостоят японские диверсанты и их агенты-кулаки.
         Посмотрев "Аэроград", И. В. Сталин сделал всего одно замечание: "Только старик-партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таёжника ведь проще". После выхода на экран в 1935 году этого сильного фильма, снятого с большим мастерством, И. В. Сталин ещё не раз приглашал Довженко к себе в кремлёвский кинозал, на просмотр новых фильмов, интересовался его мнением о них, консультировался с ним, как с экспертом. Об этом удивительном просмотровом месте хорошо сказано в воспоминаниях дочери И. В. Сталина - Светланы Аллилуевой: "Кино заканчивалось поздно, часа в два ночи: смотрели по две картины или даже больше... Сколько чудных фильмов начинали своё шествие по стране именно с этого маленького экрана в Кремле! "Чапаев", "Трилогия о Максиме", фильмы о Петре I, "Цирк", "Волга-Волга"... В те времена - до войны - ещё не было принято критиковать фильмы и заставлять их переделывать. Обычно смотрели, одобряли и фильм шёл в прокат. Даже если что-то и не совсем было по вкусу, то это не грозило судьбе фильма и его создателя. "Разнос" чуть ли не каждого фильма стал обычным делом лишь после войны".
         Девочке-подростку было невдомёк, что её отец был не только главным цензором, но и фактически верховным куратором советского киноискусства, заинтересованным и требовательным, мудрым, доброжелательным и справедливым. И те замечания и указания, равно как и помощь, которые исходили лично от него при создании фильмов, уже предопределяли успех кинолент во время "смотрин" и дальнейшую их судьбу. К тому же малое количество выпускавшихся до войны фильмов позволяло держать ситуацию в киноделе под контролем.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100