«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 22% |
И, хотя мы не будем излишне технически фантазировать, но еще углубимся в историю техники.
Великолепные в своем изобретении американцы, братья Вильбур и Орвилл Райт (1867-1912, 1871-1948 гг.) еще ходили "пешком под стол", когда самолет Можайского уже летал. Первый свой самолет на бензиновом двигателе был построен братьями Райт лишь в 1903 году! Великолепная книга о них в серии "Жизнь замечательных людей" была написана М. Чарнлеем ("Братья Райт". М.-Л., 1938).
Однако, помимо разницы в сроках создания, два летательных аппарата имели другое принципиальнейшее различие:
1) Двигатель на огромном паровом самолете А.Ф. Можайского требовал лишь энергии, энергии и энергии. Подогрева воды, которой на Земле - сколько угодно, только наливай. Дальнейшее развитие, ныне, могло идти за счет разложения воды на водород и кислород, энергией того же атома.
2) Двигатель же самолета же братьев Райт требовал бензина - вещества, причем специфического и исключительно чистого, которого не найдешь ни на дне южной морской бухты, ни в северном болоте и только при его наличии он давал энергию, энергию, энергию!
"Паровой двигатель (паровая турбина) имеет практически неограниченную мощность, - пишет А.А. Канаев (с. 223). - Если бы удалось создать паротурбинную установку с удельным весом, равным или меньшим, чем у бензинового мотора, то такая установка могла бы стать серьезным конкурентом турбореактивного двигателя для тяжелых самолетов, так как паротурбинная установка может иметь более высокий КПД.
Были построены и испытаны самолеты с поршневыми машинами и паровыми турбинами, но они имели или слишком большой вес, или неудовлетворительный КПД".
Итак, мощность и дешевизна, вот что привлекает в паровом двигателе. Но - чем нагревать воду? А.А. Канаев сам же указывает решение этого вопроса:
"Ведутся работы по созданию атомных двигателей для автомобилей. Схема одного из таких двигателей представлена на рисунке 144. Ядро реактора, размером с футбольный мяч, выполнено из урана-235; вокруг него расположен необогащенный уран (уран-238).
Реактор охлаждается сплавом натрий-калий, отдающим полученное тепло воде в парогенераторе. Перегретый пар совершает работу в двухцилиндровой паровой машине двукратного расширения, мощностью 300-350 лошадиных сил. Температура сплава на выходе из реактора 350-400 градусов..."
Разумеется, атомный двигатель для автомобиля - непозволительная и довольно опасная роскошь. Другое дело - авиация. Здесь меньше опасность столкновения и разрушения реактора и вполне оправдана установка именно атомного двигателя.
"Имеются сообщения о ведущихся в США работах по проектированию паротурбинных и турбореактивных двигателей на атомном топливе для тяжелых самолетов", - бесстрастно отмечает Канаев (и это уже в 1957 году!). - "Эксперименты с атомным двигателем ведутся на самолете В-36... Фирма "Локхид" работает над бомбардировщиком с четырьмя турбореактивными двигателями на атомном топливе..."
Итак, технические решения "атом-пар-двигатель" были возможны уже в 30-40 годы, если не раньше. Вопрос был лишь за реализацией. Причем, реализацией срочной и решительной. Необходимость в ней могла возникнуть, в первую очередь, в военных условиях, в стране, ведущей военные действия.
Япония - была именно одной из таких стран, однако большой необходимости в новейших аппаратах поначалу у нее не было.
07.12.1941. США, Гавайи, Пирл-Харбор.
Колоссальный успех японского флота и авиации в операции "Z", с нападением на военно-морскую базу Пирл-Харбор, где японские авианосцы задействовали ни больше ни меньше... 353 самолета!
Было уничтожено 188 американских самолетов, плюс еще 128 необратимо повреждено. День этот вошел в историю США, как черный день "национального позора". Для Японии он обеспечил полное господство на Тихом океане. В морской войне против Соединенных Штатов Америки она одерживала одну победу за другой (цит. по Вартанесян В. А. "Радиоэлектронная разведка". М., 1975).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||