«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 89%


         Как преследуемый зверь, "пианист" старался запутать свой "след". Он работал на определённой длине волны, принимающая станция ждала его в назначенное время на той же волне. Как только радист обнаруживал себя, на его волну настраивались и "охотники". Но радист мог отказаться от своего обычного "маршрута" в эфире, то есть сменить длину волны, хотя это было трудным делом, поскольку предполагало полную согласованность действий с принимающей радиостанцией, которая не должна была из-за этих трюков потерять эфирный "след" передатчика. Вот, например, план передачи одного советского радиста. Он передавал свои позывные на волне сорок три метpa. Москва подтверждала приём на волне тридцать девять метров. Тогда "пианист" передавал радиограмму на волне сорок девять метров. Ещё одна хитрость: переходя с сорока трёх на сорок девять метров, "пианист" изменял позывные, чтобы сбить с толку "охотников", заставить их поверить, что заработал ещё один передатчик.
         С помощью этих уловок выигрывалось время, но в конце концов противник их разгадывал. Приходилось изобретать всё новые приёмы. Технически это было осуществимо, но человеку - явно не под силу, поскольку запутаться в лабиринте сложного плана передачи очень легко.
         Можно было поменять место ведения передачи. "Охотники" за "пианистами" отвечали на это участившимися облавами. Тогда радисты оставляли свои передатчики на месте, перемещаясь сами. Приходилось либо иметь несколько "музыкальных шкатулок" для каждого "пианиста", либо устанавливать для "пианистов" очерёдность в использовании одной и той же "музыкальной шкатулки".
         "Пианисты" скрывали свой "след" в эфире, постоянно сокращая продолжительность передач. А "охотники", глуша передачи, заставляли их по нескольку раз повторять радиограммы, вынуждая растрачивать ценный запас минут. В ответ "пианисты" расставляли вокруг своего "логова" наблюдателей, следивших за появлением машин с брезентовым верхом, под которым прятались пеленгаторные станции. Но "охотники" очень скоро стали маскировать свои автомобили под машины "Скорой помощи" и грузовики булочников.
         Без передатчика разведывательная сеть была бесполезной. Имевшая своей целью сбор секретных данных, она давала нужный эффект только тогда, когда добытые ею сведения своевременно попадали по назначению. Но передатчик, придававший смысл существованию разведсети, одновременно ставил её под удар. К примеру, руководители Абвера и не подозревали о советской разведсети, функционировавшей в Бельгии, а тем более в Германии, пока "пианисты" не навели их на её след. Задачу немецким "охотникам" облегчила Москва, которая обязала "пианиста" "РТХ" вести передачу по пять часов в сутки. Это был безрассудный приказ, равнозначный смертному приговору. И его последствия не заставили себя долго ждать.
         Почему берлинский передатчик работал с перерывами? По мнению функабвера, это делалось нарочно, чтобы затруднить обнаружение. В действительности же перерывы были вызваны неопытностью "пианиста". Рацию, переданную ему служащими советского посольства перед их вынужденным отъездом из Берлина, он по ошибке включил не в ту розетку и сжёг. Когда же сломанный передатчик починили, "пианист" запутался в инструкциях, которые должен был выполнять. Эти указания оказались не по плечу дилетанту. Наконец нашёлся один ветеран-коммунист, который ещё до войны окончил курсы радистов в Москве и преподал новичку уроки мастерства. Но тут - новая беда: команды функабвера начали бешеную охоту за берлинским передатчиком. В октябре он был вынужден замолчать. В соответствии с приказом из Москвы все сведения, добытые берлинской сетью, пошли через Брюссель.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100