«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 72%

"Тритон" из немецкой субмарины


         Для Англии, островного государства, море имело принципиальное значение. Без импортного продовольствия, нефти и оружия ей было не выстоять, и немцы это хорошо понимали. Адмирал Дениц, командующий немецкими военно-морскими силами, объявил Англии "тоннажную войну". Тихоходные, неповоротливые конвои англичан стали лёгкой мишенью для вражеских субмарин. К осени 1940 года немецкие подводные лодки ежемесячно пускали на дно около двухсот тысяч тонн английских морских грузов. С виллы на западном побережье Франции адмирал Дениц по радио поддерживал связь со своим подводным флотом с помощью хитроумных шифровок "Энигм".
         Из этой радиопереписки англичане черпали много полезной для себя информации. Адмиралтейство Англии получало от ЦПС сведения о местоположении подводных лодок немцев, связывалось по радио с английскими судами и приказывало им в случае опасности изменить курс или давало рекомендации, каким путём следовать. Это всегда делалось под благовидным предлогом и без указания источника информации. Вполне оправданная предосторожность, так как основные шифраторы английских ВМС были давно скомпрометированы. Однако вскоре немцы обратили внимание на то, что их подводный флот действует всё менее и менее успешно.
         В сентябре 1941 года они сменили ключи во всех своих флотских шифраторах, а на подводных лодках приступили к замене старой "Энигмы" на её новую модификацию с четырьмя роторами вместо трёх. Четырехроторная "Энигма" вошла в историю радиошпионажа под названием "Тритон". В преамбуле посылаемого шифрсообщения при использовании этой шифровальной машины стоял префикс "БЕТА БЕТА". И вот с начала 1942 года в преамбулах немецких криптограмм англичане стали замечать эти ужасные (для ЦПС и для английского флота) префиксы. За один только ноябрь 1942 года было потоплено сто девяносто судов союзников общим водоизмещением семьсот двадцать девять тысяч тонн, и всё потому, что прочитать шифрсообщения немецких подводных лодок не удавалось.
         Ключи к "Тритону" были получены благодаря нескольким обстоятельствам. Во-первых, оказалось, что в нарушение требований безопасности некоторые из перехваченных шифртекстов совпадали по длине с переданными ранее с помощью старой "Энигмы". Да и то шесть "бомб" без перерыва работали семнадцать дней, чтобы их прочесть. Во-вторых, обнаружилось, что для шифрования некоторых сообщений, таких, как сводка погоды, например, четвёртый ротор не использовался, так как применялись трехбуквенные комбинации для обозначения положения роторов. Тогда после выделения посланий, которые шифровались "Тритоном" с помощью лишь трёх роторов, облегчалось чтение шифрсообщений, полученных с использованием всех четырёх. Но всё равно, даже если ротор под номером четыре не мог быть переставлен с другими (то есть его положение разрешалось считать фиксированным), введение четвёртого ротора в схему "Энигмы" увеличивало количество различных перестановок в двадцать шесть раз!
         Одно утешало англичан - "Тритон" не применялся надводным флотом Германии. В борьбе против него можно было продолжать пользоваться предложением, которое ещё в 1941 году высказал молодой офицер Ян Флеминг. Оно было столь же авантюрно, как и всё, что он придумал позже, прославившись в качестве автора шпионских романов о Джеймсе Бонде. Идея Флеминга была проста: если шифр трудно вскрыть, его надо выкрасть. Немцы использовали в Атлантике суда метеослужбы, находившиеся в океане по три месяца. Каждое имело на своём борту "Энигму" с набором ключей на этот срок. И вот в Северную Атлантику отправились английские эсминцы, чтобы захватить какое-нибудь одинокое немецкое метеосудно. Один из них, "Сомали", 7 мая 1941 года засёк по правому борту пароходный дымок - это было немецкое метеосудно "Мюнхен". После того как "Сомали" открыл по "Мюнхену" огонь, немецкий радист выбросил за борт имевшуюся там "Энигму", но забыл уничтожить ключевые установки к ней на следующий месяц, которые и были захвачены англичанами.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100