«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 69%

"Энигма" как она есть


         Сразу после окончания Первой мировой войны берлинский инженер Артур Шербиус изобрёл и запатентовал под названием "Энигма" аппарат для шифрования и расшифрования сообщений. Первоначально "Энигма" использовалась различными европейскими банковскими учреждениями. В 1926 году немцы приступили к оснащению ею своего военно-морского флота, а через два года модифицированная "Энигма" поступила на вооружение германской сухопутной армии. Во время Второй мировой войны шифровальные машины типа "Энигма" наиболее широко применялись Германией для засекречивания передаваемых по радио сообщений, которыми обменивались её армейские полевые и штабные подразделения. Эти машины также устанавливались на немецких подводных лодках и надводных кораблях.
         В 1928 году два экземпляра коммерческой модификации "Энигмы" были куплены адмиралтейством Англии. К 1935 году появилась английская версия "Энигмы", которая применялась в ВВС. Теоретические исследования стойкости как самой "Энигмы", так и её английской версии показали, что вскрыть их ключи математическими методами было невозможно, если эти шифраторы использовались без ошибок. И действительно, подавляющее большинство шифровок "Энигмы" так никогда и не было прочитано дешифровальщиками.
         Шифрмашины "Энигма" напоминали большие кассовые аппараты и получали энергопитание от комплекта батарей. В "Энигме", как на обыкновенной пишущей машинке, имелось три ряда клавиш с буквами. Над клавиатурой были расположены три ряда лампочек-индикаторов, на которые тоже были помещены буквы - по одной на каждую лампочку. На передней панели "Энигмы" располагались три так называемых ротора, которые можно было менять местами. Ротор представлял собой зубчатое колесо с нанесёнными на него по ободу буквами алфавита. Через ротор проходили провода, соединяющие двадцать шесть контактов на одной стороне ротора с таким же количеством контактов на другой его стороне. Соединения были выбраны произвольно, но потом они уже не менялись в процессе эксплуатации машины. В каждом из положений ротор представлял какую-то конкретную систему перестановок для двадцати шести возможных электрических сигналов от клавиатуры (по одному для каждой буквы).
         Пройдя через три ротора, сигнал с клавиатуры поступал на так называемый рефлектор - систему проводников, соединявшую каждый контакт с другим контактом на задней стороне третьего ротора. Таким образом, рефлектор посылал сигнал обратно через три ротора, но уже по другому пути. Когда сигнал наконец выходил из системы роторов, он поступал на лампочку-индикатор. Для того чтобы одновременно шифровать и передавать текст в линию связи с большой скоростью, требовалось четыре человека. Один зачитывал вслух открытый текст, другой его набивал, третий считывал шифртекст с лампочек, а четвёртый передавал его в линию.
         Шифровки "Энигм" оказались особенно трудно дешифруемыми ещё и потому, что первый её ротор автоматически поворачивался на одну позицию после каждой зашифрованной буквы. После того как клавиши на клавиатуре были нажаты двадцать шесть раз, ротор возвращался в исходное положение, но зато второй ротор перемещался в новое положение. Когда второй ротор поворачивался двадцать шесть раз, третий ротор также поворачивался на одну позицию. И так далее. Система роторов работала в "Энигме" подобно одометру в автомобиле.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100