«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 60% |
17. Третий этический конфликт - между необходимостью потребления в пищу животных и растений, эксплуатацией домашних животных и осознанием того, что все подобные действия антигуманны.
18. Конфликт непохожих - противоречия между особыми людьми (гении, наркоманы, инвалиды и т.п.) и всем остальным населением.
Если теперь обратиться к любому произведению, мы с легкостью вычленим конфликты, положенные автором в его основу. Классический пример - приключения Шерлока Холмса, в которых задействована едва ли не половина приведенного выше перечня: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 12, 16. В такой разновидности фантастического жанра, как "космическая опера" (звездные империи, битвы в просторах Галактики, супермены и прекрасные принцессы), используется самая примитивная схема: политические и расовые конфликты с добавлением "пригоршни любви". В азимовском цикле "Основание" можно обнаружить все конфликты первой группы 1-6 плюс конфликт 18.
Обратившись к утопиям, то есть к романам о счастливом будущем, мы обнаружим, что область конфликтов резко уменьшается. Действительно, конфликты прошлого и настоящего проистекают из несовершенства общества и человеческой природы, из разделения людей по социальным, расовым, религиозным признакам, из наличия в нашем социуме "плохишей" и "хороших парней". Но в счастливом мире будущего человечество едино, благополучно и высокоморально; какие же там могут быть конфликты? Противоречия между Добром и Злом не существуют, так как все добрые, и даже неразделенную любовь можно исключить, если вспомнить о возможностях клонирования и ментальной переориентации. По сути дела, единственный конфликт в "утопическом будущем" - внешний интеллектуальный: бесконечность природы с ее загадками и тайнами и ограниченность человеческих возможностей в данный момент. Именно на этом конфликте и зиждятся "Туманность Андромеды" с "Магеллановым облаком"; Стругацкие, в дополнение к нему, используют еще один ход - Прогрессорство, о котором мы поговорим в главе 12.
Итак, еще не приступив к анализу вымышленных миров, мы уже готовы сделать важный вывод: кроме тривиального случая 14 и, возможно, 12, писатели-футурологи не представляют реальных конфликтов будущего. По этой причине утопий мало (нет конфликта - нет романа!), а произведений о галактических империях и федерациях - вагон и еще тележка. Не следует ли отсюда, что в будущем вообще нет конфликтов? Хороший вопрос! Но если они все-таки есть, то можем ли мы их представить? Вопрос еще лучше. В главе 9 я попытаюсь кое-что сказать по этому поводу, а сейчас перейдем к анализу упомянутых выше произведений.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||